Предохранители вентилятора системы охлаждения и печки Нива Шевроле
Система охлаждения двигателя современного автомобиля представляет собой сложный механизм, оборудованный пассивной и активной составляющей. Реле вентилятора Chevrolet Niva, отвечающие за включение и деактивацию указанных элементов.
Предохранители помогают электронике включать и выключать активное охлаждение для снижения температуры силовой установки.
Содержание
Устройство системы и принцип включения вентиляторов
Все устроено следующим образом.
- Радиатор и блок двигателя закольцованы в единую систему при помощи патрубков. Между ними расположен реостат – заслонка с термочувствительным элементом внутри.
- При достижении определенной температуры, заслонка открывается и жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
- Если пассивное охлаждение не справляется – температура мотора растет. В ход вступают головные вентиляторы охлаждения. При преодолении температурного рубежа ДТОЖ посылает импульс в БК.
- Обработанный сигнал замыкает реле и вентилятор включается. Для повышения производительности системы устройства спарены. Дубляж помогает предотвратить перегрев в случае поломки оного из устройств. При этом, схема подключения активных охладителей подразумевает их одновременное и раздельное включение в работу.
Также в охлаждении двигателя задействован вентилятор отопителя салона Chevrolet Niva. Часть системы незначительно влияет на температурный режим, но в экстренной ситуации может повлиять на работу мотора.
Блок управления вентилятором Шевроле Нива
Это единое целое с системой ЭСУД. В управлении активной системой охлаждения также принимают участие реле, предохранители и температурные датчики. Совместно оборудование обеспечивает стабильную работу устройства.
Назначение и конструкция
Это модуль, предназначенный для включения в бортовую цепь мотора, потребляющего большой ток. Двигатель вентилятора питается электричеством с силой тока в 20-35А, что недопустимо для включения в низковольтную систему управления – расплавится проводка. У Нивы имеется всего три реле, два для левого и правого вентилятора отдельно и одно общее. Каждое устройство имеет свой номер в бортовой сети. Принцип действия и назначение реле актуально для машин всех типов 2004, 2010, 2017 и других годов выпуска.
Внутри релюшки имеют идентичную конструкцию. Здесь присутствует низкая часть, трансформатор и высокая. Также две пары контактов, один нормально замкнутый, второй разомкнутый. При подаче импульса на нижнюю часть на обмотках образуется магнитное поле, и контактная группа с высокой стороны замыкается – подается питание на мотор вентилятора.
Охлаждающий винт работает в двух режимах. При нагреве двигателя до 99 градусов Цельсия включается первый вентилятор, после прохождения отметки в 101⁰С, подключается второй. Если система не справляется, моторы переходят на повышенные обороты.
Схема реле вентиляторов
На рисунке представлена цепь питания электровентиляторов системы охлаждения установки. Элементы конструкции представлены под номерами.
- 1/7 – моторы левого и правого вентилятора;
- 2 – дополнительное реле питания;
- 3 – плавкий предохранитель;
- 4 – контроллер питания;
- 5 – вспомогательный резистор;
- 6/8 – главное реле включения правого и левого электромотора соответственно;
- А/С – минусовая/плюсовая клемма АКБ;
- В – на главное реле зажигания.
Реле вентилятора Нива Шевроле: где находится, фото
На машинах 2007, 2016 и 2018 года выпуска расположение предохранителей не меняется – устройства расположены во вспомогательном монтажном блоке. Устройство скрыто под вещевым ящиком. Следовательно, для доступа к модулю потребуется его снять.
Датчик вентиляторов Шнивы
Роль подачи импульса включения вентиляторов выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости. Устройство при достижении определенного нагрева посылает сигнал на ЭБУ и вентиляторы активируются. В версиях, где БК расположен в салоне, можно внести корректировки в порог срабатывания датчика.
Предназначение и функции
Устройство имеет единственную роль – предотвратить закипание охлаждающей жидкости и перегрев силовой установки. Таким образом, включаясь в определенный момент, деталь выравнивает температуру двигателя и стабилизирует его поведение.
Принцип работы и место расположения
Датчик работает следующим образом.
- Чувствительный к температуре сенсор программируется на подачу импульса при определенном нагреве.
- При достижении порога, сенсор подает сигнал на ЭЬУ и первый вентилятор включается.
- Если температура мотора повышается дальше – срабатывает второе реле и подключается оставшийся вентилятор.
Работа
Система охлаждения Шнивы имеет два элемента активного охлаждения. Здесь имеется вентилятор радиатора печки и основного теплообменника. Последующая информация актуальна для машин 2010 и других годов выпуска.
За правильную, стабильную работу устройств отвечают предохранители. Плавкие вставки обезопасят устройство от скачков напряжения и короткого замыкания.
Предохранитель вентилятора Шнивы: где стоит
Расположены в непосредственной близости от соответствующих реле. Вставка печки находится в основном монтажном блоке под номером F18. Предохранитель на 25 Ампер защищает несколько цепей одновременно.
Возможные неисправности и их причины
Если вентиляторы не включаются вовремя, проблема может скрываться в следующих местах.
- Перегорели реле или предохранители.
- Неправильно работает ДТОЖ.
- Повреждена проводка устройства.
- Некорректные настройки ЭБУ.
- Двигатель вентилятора поврежден или замыкает.
Проверка работоспособности датчика, реле и предохранителей
За работу вентиляторов отвечает ДТОЖ, проверить его просто.
- Подготовить термометр, мультиметр, чайник или миску с прохладной водой.
- Погрузить датчик в емкость и поставить ее на огонь, параллельно погрузить в воду термометр.
- При прохождении порогов в 5 градусов следует подключать мультиметр к датчику в режиме сопротивления. При этом данные записывать.
- После прогрева воды до кипения снять последние мерки и сравнить полученные результаты с эталонной таблицей, приведенной ниже. Если показатели прибора отличаются более чем на 10% от эталона – датчик меняется.
Принудительное включение вентиляторов охлаждения
Для возможности автолюбители врезают в цепь прибора дополнительный выключатель и запитывают его от аккумулятора напрямую. Нарушается работа электроники и бортовой компьютер может выдавать ошибку.
Для обманки устройства пользователи в сети рекомендуют использовать схему.
Здесь добавлено реле и принудительный выключатель.
Замена реле вентилятора
Ввиду простоты конструкции процедура выполняется по стандартному сценарию. Открывается доступ к монтажному блоку, отключается клемма контактной группы реле. Далее устройство откручивается от панели и заменяется новым.
Цена
Зависимости от производителя, стоимость реле колеблется в пределах 50-90 рублей за единицу. Предохранители же вовсе считаются расходным материалом и стоят в пределах 10-15 руб/шт.