Принцип работы коробки автомат (АКПП) в автомобиле
АКПП — это трансмиссия, с помощью которой можно оптимизировать изменение вращения валов в зависимости от необходимости без вмешательства водителя. Внутренний состав агрегата имеет сложную конструкцию. Дальше рассказано об устройстве АКПП и принципе работы для чайников. Знание основ позволит в срок провести обслуживание агрегата и уменьшить риск преждевременного ремонта.
Содержание
Как устроена автоматическая коробка передач
В состав входят 4 основных компонента:
- Гидравлический трансформатор. Он вмещает насос, реактор и турбины. Задача узла — измерение оборотов вращения вала за небольшой временной интервал.
- Планетарный редуктор. В состав входят зубчатые колеса разного диаметра. За счет изменения передаточных чисел происходит переключение скоростей.
- Гидравлика. Сюда включается масляный насос, фильтр, толкатели, гидроблок с электроклапанами. Система защищает расположенные внутри коробки детали от перегрева.
- Электронный блок. Принимает идущие от датчиков сигналы и осуществляет управление АКПП.
Если модуль управления выходит из строя — включается аварийный режим работы.
Принцип действия
Запуск АКПП происходит одновременно с включением двигателя. Работающий маслонасос нагнетает во внутреннее пространство коробки масло. Оно воздействует на гидравлический трансформатор и раскручивает его до скорости вращения коленчатого вала. Как только происходит нажатие на педаль газа и щелканье передачи, масло начинает свое движение к турбине и приводит ее во вращение. Затем смазка возвращается обратно к колесу насоса и ускоряет его.
Охлаждающую функцию масла выполняет радиатор АКПП, через который оно проходит. Расположенные в коробке датчики постоянно передают информацию на блок управления. Система считывает показания и изменяет нагрузку на мотор. Во время езды это обеспечивает щелканье скоростей в случае необходимости увеличения или уменьшения оборотов двигателя.
Также АКПП можно переключать в ручном режиме. Примером является паркинг. Включается, когда автомобиль ставится на стоянке.
Гидротрансформатор
С помощью узла обеспечивается сцепление между мотором и трансмиссией. Задача состоит в осуществлении передачи и преобразовании крутящего момента.
Функции гидротрансформатора состоят в следующем:
- Воспринимать крутящий момент и изменять его в сторону увеличения.
- Разрывать связь между двигателем и трансмиссией при изменении скорости.
- Вести защиту АКПП в случае необходимости набора скорости или торможения двигателем.
- Забирать частично крутящий с целью обеспечения плавной смены передачи.
- Гасить вибрацию от работы двигателя.
Также гидротрансформатор обеспечивает работу мотора на холостом ходу.
Режимы
Управление АКПП осуществляется через ручку. Для этого существуют разные положения. Каждое из них соответствует определенному режиму работы автомата. Количество таких позиций и их описание представлено в таблице.
Обозначение режима | Обзор |
Р | Означает паркинг. Происходит блокировка вала. |
N | Нейтральное положение. Отсутствует связь между колесами и двигателем. |
R | Движение на задней скорости. |
D | Обычное движение автомобиля. |
L | Включается пониженная передача и идет блокировка дифференциала. |
М | Включение ручного управления. |
2 | Скорость не может быть выше второй передачи. |
3 | -//- третей передачи. |
OD | Включение режима Овердрайва. Он требуется в момент резкого набора скорости. |
W | Установка положения ведется зимой по плохой дороге. Автомобиль начинает движение со второй передачи. |
S / PWR | Спортивный режим езды на повышенных оборотах. |
Включение ручного режима езды происходит при движении автомобиля по бездорожью, спуску, подъему или длительном обгоне.
Виды
АКПП выполняется в 3 видах. Они имеют особенности:
- Классическая. Еще называется гидротрансформатором. Наиболее востребованная. В состав входят узлы: гидротрансформатор, редуктор и система управления. После длительной эксплуатации МКПП переходить на такое устройство тяжело.
- Роботизированная. Переключение осуществляется командами, поступающими из блока управления. Отличительной особенностью коробки является работа одновременно двух сцеплений. За счет этого переключение ведется плавно без понижения мощности двигателя.
- Вариатор. Конструкция предполагает отсутствие ступеней. Это позволяет изменять скорость без рывков и с максимальной плавностью. Двигаясь, автомобиль выполняет небольшой расход горючего с хорошей динамикой. В зависимости от конструкции работа вариаторов ведется на ремне, тороиде или цепи.
Последний вариант АКПП наиболее сложная, но постепенно завоевывает позиции.
Сравнение с МКПП
Существуют принципиальные конструктивные различия от автоматической коробки. Выражаются они в следующем:
- Переключение скоростей на механике осуществляется ручным путем. Происходит это за счет принудительного перемещения шестерен в новое зацепление. Для уравнивания скоростей в момент переключения установлены синхронизаторы. В автомате все присутствующие шестерни вращаются как бы вокруг «солнца». Здесь присутствуют фрикционы, которые обеспечивают кручение выходного вала.
- В АКПП имеется блок управления, откуда подаются команды на регулировку скорости. В МКПП такой системы нет.
- В механике коробка соединяется с двигателем сцеплением. В автоматике эту роль выполняет гидротрансформатор. Передача вращения от двигателя осуществляется через трансмиссионную жидкость.
Преимущества АКПП не вызывает сомнений, особенно в городе. Замучаешься на ручке тыкать передачи и жать сцепление.
Различия автоматов в переднеприводных и заднеприводных машинах
Отличия выражаются в следующем:
- В автомобилях с передними ведущими колесами АКПП имеют более компактный вид.
- В тачках с задним приводом внутри корпуса присутствует дифференциал.
Других различий в таких системах нет.