Расшифровка маркировки моторных масел

Неопытные автомобилисты часто сталкиваются с понятием маркировки моторного масла. Это определение создано для точного разграничения области применения гидравлических жидкостей.



К примеру, маркировка АСЕА А5/В5 – современный стандарт, подходящий исключительно под новые машины. Также существует серия норм API, SAE и прочих, поясняющих уровень соответствия жидкости определенным условиям эксплуатации. Дополнительно имеются маркировки даты изготовления продукции, указывающие срок хранения.

Последняя капля, что некоторые автопроизводители выпускают собственные жидкости под одноименным брендом. Эти лубриканты предназначены под специфические моторы. К примеру, компания Тойота не рекомендует смазки, кроме собственных разработок.

Необходимо последовательно разобраться, что означает каждая группа стандартов и как выбрать необходимую маркировку.

Как отличить масло по маркировке исходя из химического состава


Маркировки масел
Рабочие характеристики автомасла в 90% случаев зависят от качества основы лубриканта. Данный показатель напрямую влияет на продолжительность эксплуатации и качество защиты двигателя.

Все современные смазки распределяются на три категории по свойствам базовой смеси. От названия бренда ничего не зависит – большинство компаний производят широкий спектр продукции, где встречаются формулы различного состава.

Такое разнообразие позволяет автомобилисту достичь необходимых результатов, не затрачивая дополнительных средств. К примеру, минералка с индексами 10W40 или 15W40 оптимально подходит для старых ДВС, преимущественно используемых на классике. Одновременно высокотехнологичная синтетика маркировкой 0w20, 0W30 гармонично сочетается с современными моторами, требующими использования легко текучих смесей.

Маркировка синтетического масла


На 2019 год такие лубриканты набирают популярность среди автопроизводителей. Синтетика предельно стабильна во время перепадов температур. Выделяется предельными защитными свойствами.


Технология производства основы помечается на канистре как Fully Synthetic, что говорит о процедуре искусственного получения базовых лубрикантов. Категория содержит 2 подгруппы – это ПАО и эстеровые масла.

  1. PAO считаются самыми распространенными. Эта разновидность базы часто применяется производителями типа VW или Кастрол. Типичная вязкость для формулы 5W30 и приближенные разновидности.
  2. Вторая группа – это смеси образуемые при помощи добавления эстеровых спиртов (ничего общего с питьевыми алкоголями нет). У подобных субстанций имеется одно важное преимущество – тяжелые молекулы положительно заряжены, что позволяет им притягиваться к металлу.

Независимо от разновидности, синтетические лубриканты показывают повышенную надежность и долговечность.

Маркировка полусинтетического масла

Полусинтетика маркируется как Semi-Synthetic. Увидев на канистре такое обозначение, можно смело сказать, что перед покупателем именно такой продукт.

Ярким представителем автомобильного масла наполовину искусственного типа является Ниссан 10W40. Однако сегодня подобные смеси наиболее часто используются для обслуживания трансмиссионного блока КПП, приводов и редукторных механизмов.
Моторные масла


Выбирая полусинтетику для машины, пользователь идет на компромисс. Лубриканты выделяются усредненными показателями по всем характеристикам, включая цену. Однако минусом подобного решения является отсутствие необходимых защитных свойств при критических нагрузках.

Отдельно выделяется технология гидрокрекинга или НС – такую маркировку также можно встретить на упаковках моторных масел. Данную разновидность сложно определить в одну категорию. Большинство брендов относят ее к синтетике, однако это частично не так. Технология гидрокрекинга приближает свойства полусинтетики к показателям 100% искусственной жидкости, но по сути основа таковой не является.

Маркировка минерального моторного масла

Минералка или Mineral OIL в 2019 году используется редко. Данные формулы направлены на обслуживание силовых агрегатов классических автомобилей. Характеристики продукта не допускают заливку в двигатели нового образа по причине недостатка смазывающих и защитных свойств – они быстро окисляются, требуют замены при закипании, оставляют большое количество шламовых отложений.

Плюсом продукции выступает минимальная стоимость.

Что значит SAE в маркировке масла

Международная классификация САЕ разделяет автомасла по вязкости и температуре применения. Стандартная таблица SAE J300 насчитывает более 15 разных категорий, отличных минимальными порогами допусков.


Основная группа моторных смазок представлена такими смесями:

  • 0W30;
  • 0W20;
  • 0W40;
  • 5W20;
  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W30;
  • 15W40.

Для трансмиссионных субстанций самые распространенные допуски, следующие:

  • 75W90;
  • 75W80;
  • 80W90;
  • 85W95.

По данным допускам можно определить по какой погоде можно эксплуатировать смесь без вреда ДВС или трансмиссии.

В маркировке первая цифра обозначает порог потери прокачиваемости масла через магистраль, вторая – говорит о максимальном пороге температуры, при котором сохраняется необходимая толщина защитной пленки.

К примеру, вязкость SAE 5W40 говорит о том, что жидкость допускается к использованию при перепадах температур от -35 до +40 градусов Цельсия.

В 2019 году общеприняты три разновидности автомасел, наиболее удобно определить вязкость можно по таблице.


обозначения масел

Маркировка летнего масла

Летние лубриканты недопустимо использовать при отрицательных температурах окружающей среды. Для отличия от других категорий на канистры наносится специфическая маркировка SAE. Характерным отличием является отсутствие буквы «W» в обозначении. К примеру, для летней эксплуатации в пределах до +40 градусов Цельсия актуально заливать смеси типа SAE40/50.

Также следует отметить, что лубриканты универсальные по типу Лукойл Люкс, Шелл Хеликс или Тотал Кварц не являются летними, несмотря на допустимость их применения.

Яркий пример летних смесей — MOBIL Delvac 1330.

Маркировка зимнего масла для двигателя

Зимние смазки отличаются от других вариаций двойным индексом и наличием буквы «W» после цифры. Характерным для подобных продуктов будет наличие следующих кодов:

  • 0W;
  • 5W;
  • 10W;
  • 20W;
  • 25W.

Расшифровывается маркировка так:

  1. «0 или другая цифра» — минимальная температура (°С) при которой, масло сохраняет необходимую текучесть для нормального запуска силовой установки – в данном случае -50°С.
  2. «W» — данная буква говорит о том, что смесь можно заливать при отрицательных температурах.


Яркими примерами чисто зимних жидкостей являются такие:

  • Mannol;
  • Vipoil;
  • Pemco.

Такие популярные фирмы, как Мобил или Шелл совсем не занимаются производством узкоспециализированных формул, направив все усилия на изготовление универсальных жидкостей.

Бренд Shell один из первых полностью отказался от выпуска зимних масел, и сегодня выступает в качестве их ярого противника.

Всесезонное масло для двигателя: маркировка и расшифровка

Вязкость масла
Всесезонные смазки широко распространены на рынке, по причине их универсального применения. Данные смеси имеют индексы на канистре подобные этим:

  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W40;
  • 0W20;
  • 0W30.

Указания изготовителя расшифровываются так.

  1. «5» — порог потери текучести моторного масла.
  2. «W» — совместимость жидкости с эксплуатацией в зимнее время года.
  3. «40» — порог потери требуемой вязкости для удержания прочной защитной пленки.

В качестве примера классического универсального автомасла можно привести такие продукты:

  • ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-30 A5/B5;
  • Масло М-8В (Автол);
  • Лукойл Авангард Ультра 5W-40;

Маркировка моторного масла по API



На упаковках современных брендов типа ZIC или Castrol, можно встретить кодировку API SM/CF и ее аналоги в разном исполнении. Этот индекс является требованием американского института нефти, отвечающим за соответствие смеси эксплуатационным режимам ДВС.

Основное разделение спецификации осуществляется на 2 подгруппы.

Маркировка масла для дизельных двигателей

Состоянием на 2019 год актуальны такие стандарты.

  1. CF-4 – стандарт 1990 года, актуальный для двигателей с турбонаддувом и без него.
  2. CG-4 – актуален для турбированных ДВС с непосредственным впрыском топлива, выпускаемых после 1995 года.
  3. СН-4 – ужесточенная норма, позволяющая эксплуатировать масло на дизельных агрегатах, использующих горючее с примесью серы до 0,5% включительно.
  4. CI-4 – следующее поколение нормы, характеризующее смеси, предназначенные для тракторов, грузовиков и легковых автомобилей, оборудованных турбонагнетателем и непосредственным впрыском топлива.
  5. CG-4 – добавляет к предыдущим требованиям совместимость с сажевыми фильтрами.

Маркировка масел для бензиновых двигателей

Для бензиновых конструкций актуально применение таких маркировок API:

  1. SL – введен в 2001 году как заменитель устаревшим. Позволяет применение в двигателях, оборудованных турбиной и непосредственным впрыском.
  2. SM – дополняет прошлую версию и представлено как энергосберегающее.
  3. SN – самая новая версия спецификации – введена в 2010 г. В дополнение к ранним требованиям, масла совместимы с биоэтанолом.

Допуск SF – состоянием на 2019 год считается устаревшим.

Примечательно! Многие современные бренды вроде Эльф, Мотюль, Ликви Молли, выпускают лубриканты со сдвоенным индексом спецификации. Такие продукты можно заливать в машину, независимо от вида используемого горючего.


Маркировка масла ACEA — что это

Аббревиатура АСЕА расшифровывается как Ассоциация Европейских производителей автомобилей. В отличие от API организация регламентирует автомасла по применимости к конкретной конструкции ДВС. К примеру, шифровка SG/CD не имеет ничего общего с этой «конторой». Сама спецификация содержит буквы и цифру после них.

  1. А – бензин.
  2. В – дизель до 2,5 литра.
  3. С – универсальный продукт, совместимый с системами нейтрализаторов выхлопа.
  4. Е – грузовые агрегаты.

Расшифровку лучше привести в форме таблицы.

Код

Расшифровка

А1/В1

Маловязкие смеси, использующиеся исключительно при наличии разрешения производителя.

А3/В3

Лубриканты пригодные для высокофорсированных ДВС с не прямым впрыском горючего.

А3/В4

Полностью соответствуют аналогичному стандарту с поправкой на наличие непосредственного впрыска.

А5/В5

Маловязкие субстанции эксплуатируемые в самых современных агрегатах.

С1

Легкотекучие формулы машинного масла, совместимые с нейтрализаторами. Выделяются энергосберегающими свойствами и минимальным содержанием токсичных элементов.

С2

Повторяет стандарт С1 с отличием в наличии токсичной составляющей.

С3

Обычные авто масла, совместимые с сажевыми фильтрами, не выделяющиеся особыми характеристиками.

Примечание! В качестве примера сдвоенной нормы можно взять продукт Castrol Магнатек Стоп-Старт А3/В4.

Обозначения на моторных маслах по ГОСТ


для бензина
В РФ также присутствует собственная классификация лубрикантов российского производства по принадлежности к каждой конструкции ДВС, состоящая из 4 символов.

Первая часть – это буква, указывает целевое назначение (М – моторы).

Следом располагается указатель кинематической вязкости в сантистоксах.

Далее идет тип конструкции.

Таблица применения масел по ГОСТ.

Маркировка

Область применения

А

Нефорсированные ДВС

Б

Малофорсированные агрегаты

В

Среднефорсиированные двигатели

Г

Высокофорсированные аппараты

Д

Высокофорсированные дизеля, эксплуатируемые в тяжелых условиях.

Затем в указателе присутствует цифра:

  • 1 – область применения ограничена бензиновыми моторами;
  • 2 – солярочные двигатели.

Если внутрь канистры влит универсальный СМ – индекс не пишется.


К примеру, можно привести смесь М-8В2, предназначенную для среднефорсированных дизельных агрегатов.

Маркировка бочек с маслом

Бочки с автомаслами маркируются аналогично стандартным канистрам. Единственным отличием выступает место нанесения, здесь это отдельная наклейка.

Инструкция по расшифровке маркировки

Для лучшего понимания статьи можно расшифровать маркировку на примере масла MOTUL 8100 Eco-clean 5W-30. Оно имеет такие спецификации:

  • API SN/CF;
  • SAE 5W30;
  • ACEA A5/B5;
  • ACEA C2.


Расшифровать их можно так:

  1. SN/CF – жидкость универсального типа, совместимая с дизелем, бензином, этанольными смесями, и может заливаться в форсированные конструкции с непосредственным впрыском.
  2. А5/В5/С2 – лубрикант подходит для самых современных ДВС, требующих применения энергосберегающих расходников.
  3. 5W30 – смесь сохраняет оптимальные свойства при перепадах температур от -25 до +30 градусов Цельсия.

Моторное масло MOTUL 8100 Eco-clean 5W-30 можно эксплуатировать в двигателях, произведенных после 2010 года, форсированных с турбиной и системами очистки выхлопа на борту.

Автор материала:

Поделитесь своим мнением :)