Чем вариатор отличается от автомата простыми словами
В конструктивном плане разница вариатора от автомата существенная. Фактически это два принципиально разных механизма. В состав АКПП входят гидротрансформатор и редуктор. Простыми словами, первый выполняет функцию сцепления и переключается скорости, второй обеспечивает соединение зубчатых шестерен и колес.
Содержание
В вариатор входят 2 шкива: ведущий и ведомый. Взаимосвязь обеспечивается металлическим тросом. Ведущее колесо постоянно смещается и ремень на ведомом шкиве охватывает разные диаметры. Условно повышаются или понижаются передачи, скоростей в обычном понимании здесь нет.
Отличия агрегатов:
- При работе АКПП присутствуют рывки. Вариатор переключается плавно.
- Ускорение на втором ведется постепенно. Автомат характеризуется неравномерным набором скорости.
- В горку на вариаторе нельзя убирать ногу с газа. Машина покатится назад. На автомате такого не произойдет.
АКПП служит меньше, но ремонтируется легче.
Как отличить вариатор от автомата визуально
Не имея профессиональных знаний, найти разницу обычному человеку не под силу. Внешне оба агрегата выглядят одинаково. Отличий нет в реальности и на фото.
Чтобы понять, какой агрегат установлен, следует:
- Изучить документы на автомобиль. Осмотреть надписи на агрегате. Если присутствуют буквы «А» или «АТ», то на машине коробка автомат. На вариаторе обозначения — CVT.
- Осмотреть рычаг агрегата. Часто присутствуют буквы CVT. Значит, установлен вариатор.
- Узнать нужную информацию можно, осмотрев режимы переключения в коробке. На автомате они фиксируются обозначениями P-R-N-D, а также «L», «2», «3». На вариаторе — только режим «L».
Других способов различить агрегаты нет. Понять можно исключительно в движении.
Плюсы и минусы
Автоматическая коробка обладает преимуществами:
- Простота эксплуатации и доступность в управлении.
- Уменьшение износа двигателя из-за снижения количества ошибок, совершенных водителем при управлении.
- Безопасность при старте. Автомобиль не заведется, если рычаг будет в любом положении кроме «Р» или «N». Это исключает неожиданный прыжок машины.
- Невозможность вытащить ключ из замка зажигания пока коробка не будет поставлена в режим «Р». Это не позволит автомобилю самостоятельно двигаться при отсутствии водителя.
У агрегата и ряд недостатков:
- дорогое техническое обслуживание агрегата;
- повышенный расход горючего;
- необходимость замены масла через определенные периоды времени;
- отбор в процессе движения у двигателя 10% мощности;
- отсутствие возможности завести мотор с толкача.
К достоинствам вариаторов относят:
- плавное изменение скорости движения;
- ощутимая экономия топлива;
- длительный срок эксплуатации.
Недостатки:
- Сложность в обслуживании. Смогут только квалифицированные мастера.
- Необходимость замены масла после каждой 50000 км. Заливается исключительно синтетика.
- Высокая стоимость ремонта.
Отличие по конструкции
Если посмотреть на AT и CVT — оба агрегата имеют совершенно разное устройство. Между ними нет ничего общего, кроме автоматического переключения скоростей. Внешне различить коробки может только специалист.
Если посмотреть на конструкцию, то работа АКПП основывается на взаимодействии гидротрансформатора и редуктора. Первый узел обеспечивает нагнетание давления, что приводит к автоматическому щелканью передач. В состав редуктора входят валы, зубчатые шестерни и колеса, которые находятся в постоянном взаимодействии.
Основные составляющие в вариаторе — 2 конусных шкива: ведущий и ведомый. Соединены они ременной передачей повышенной прочности. За счет перемещения ведущего вала между осями изменяется расстояние. Это приводит ремень на ведомом шкиве к охватам разного диаметр. В результате идет условное повышение или понижение передачи. В вариаторе нет никаких зубчатых соединений.
Разница по системе охлаждения
В автомобиле с коробкой автомат присутствующее трансмиссионное масло должно иметь определенную рабочую температуру. Для этого в корпус радиатора системы охлаждения двигателя установлен теплообменник. Он еще называется маслоохладителем АКПП. С его помощью рабочая жидкость постоянно находится в интервале определенных значений.
Температурный режим вариатора контролируется системой самодиагностики. Информация поступает от датчика. В случае превышение допустимого значения индикатор подает сведения о неисправности и в вариаторе включается аварийный режим.
Для обеспечения нужной температуры масла также встраивается дополнительный радиатор. Он помогает стабилизировать нагрев.
По уровню комфорта
Принципиальных различий в управлении коробкой автоматом или вариатором нет. Если человек любит плавное перемещение без резких ускорений — следует выбирать второе. Есть любители, предпочитающие резкую езду. Им лучше передвигаться на автомобиле с АКПП.
В машине с вариатором нет провала под тяге. Нарастание скорости и ее падение постепенное. На автомате для переключения передач требуется некоторое время. При разгоне машины могут наблюдаться толчки.
Некоторых водителей раздражает звук двигателя машины с вариатором. В случае добавления газа с повышением оборотов усиливается гул, а заметного повышения скорости нет.
Вариатор или автомат: сравнение, что лучше и надежнее
АКПП более приспособлена к эксплуатации в тяжелых условиях. Нежный вариатор не выдерживает сравнения. Его ременная передача может быстро выйти из строя при движении по бездорожью.
По технической части в АКПП устранены недоделки. Выпускается автомат давно и за период постоянно в конструкции совершаются доработки. Если в автомате своевременно менять масло, то коробка прослужит длительный срок.
Конструкция вариатора проще. Однако, у него менее длительная история, часто возникают проблемы с ремонтом. Причина в отсутствии специалистов нужной квалификации. Качество работы CVT не хуже, чем автомата и при хорошем обслуживании агрегат может проходить длительный период.
При выборе многое зависит от планов эксплуатации автомобиля. Для работы в сложных условиях лучше применить вариант с АКПП. Катаясь в черте города с плавным набором скорости, выбирайте вариатор.